Календарь
« Февраль 2025 » | Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс | | | | | | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 |
Статистика
Онлайн всего: 6 Гостей: 6 Пользователей: 0
|
Цырен–Дулма Дондоковна Дондокова
О жизни и творчестве
Поэтесса родилась в 1911 году в улусе Байсын Эбер Хоринского
аймака Бурятской республики.
В 1928 году, окончив школу колхозной молодежи, поступила учиться
педагогический техникум в Улан – Удэ. После окончания техникума работает
учительницей в улусе Ирген. В 1934-1936 гг. Ц-Д.Дондокова преподает
бурятский язык и литературу в Кяхтинской совпартшколе, а затем в
1936-1939 гг.- на рабфаке при Улан- Удэнском пединституте. В 1939-1948
гг.- редактор учебной литературы в Бурятском книжном издательстве.
Одновременно в эти годы она преподает родной язык в Музыкальном училище
им. Чайковского. В 1948-1953 гг. Ц-Д.Дондокова, уже в Москве, работает
литературным редактором в издательстве словарей иностранных и
национальных языков.
Принимала участие в составлении и в переводе учебников с русского языка
на бурятский. Ц-Д.Дондокова много перевела классиков на бурятский язык,
таких как Пушкина, Лермонтова, Чехова, Крылова и др. писателей.
Сегодня, говоря о лирической поэзии народов России, о нашей бурятской
поэзии, нельзя обойти имя Цырен-Дулмы Дондоковой. Поэзия
Ц.-Д.Дондоковой, охватывающая всю вселенную с ее общечеловеческим
бытием, давно уже вошла в историю мировой лирической поэзии. Поэтесса
считает, что рождение ее как поэта относится к суровым годам Великой
Отечественной…
Ранней весной 1942 г. было напечатано стихотворение Ц.- Д. Дондоковой
«Жду я» («ХYлсэнэм»). Оно и было её первым печатным словом. В этом
стихотворении поэтесса хотела выразить то, чем жили её подруги женщины
на заготовке леса.
Цырен – Дулма Дондокова вошла в историю бурятской литературы как поэт
лирического плана. Стихи, вошедшие в её первый сборник «Хоер дYран»
(«Две любви»), были лирическими. Это небольшой по объему, но глубоко
лирический сборник, состоящий из сердечных признаний поэтессы. В стихах
Цырен-Дулмы Дондоковой, вошедших в сборник «Хоёр дYран» («Две любви»),
было выражено искренне чувство, вызванное самой жесточайшей из всех
жестоких войн войной.
В своих стихах Ц.- Д. Дондокова в те далекие сороковые годы выражала
свою любовь к тем, кто уходил на войну защищать родину, свой народ и все
то, что было связано с нашим существованием в этом мире. Она писала о
своем, по-своему, может быть, еще неумело и робко. А интерес к автору
был повышенным потому, что впервые в бурятской поэзии книгу стихов
опубликовала женщина.
В первой книге поэта «Две любви» уже намечается интонация автора,
слышится его непохожий голос. Когда читаешь строки этого сборника,
видишь перед глазами простодушную девчушку, которая способна любить со
всей страстью и верностью. Сборник был раскритикован как «воспевающий
узкомещанский мирок ». Но несмотря на это, новый голос был подхвачен
такими поэтами как, Н. Дамдиновым, Ч. Цыдендамбаевым, Д. Жалсараевым, Д.
Улзытуевым и др.
В ее стихах, вошедших в сборник «Хоёр дYран», все определено и овеяно
молодостью, отличающейся избытком чувства, и войной, которая была тогда
живой сердечной раной и боль всех людей земли.
В ее лирике было то новое, радующее неожиданностью и правдивостью
отражения мира, которое отличает приход в литературу талантливого,
своеобразного поэта. С тем большим интересом встречалось каждое новое
удачное стихотворение поэтессы, что оно действительно открывало большой
мир сокровенных переживаний, чувств и стремлений человека.
Второй сборник стихов Цырен-Дулмы Дондокой «Зурханай сохисо» («Биение
сердца») был опубликован в 1959 году. Он также, как и первый сборник ее
стихов, тепло был встречен читательской общественностью. Известно, что
на обсуждении рукописи этого сборника старейшина нашей литературы Х.
Намсараев сказал так: «Дулма Дондокова пишет о любви как-то по-другому,
по-особому, нежно, тепло. Мы, мужчины, никогда, однако, не сможем так
писать».
В сборнике «Зурханай сохисо» («Биение сердца») голос лирической героини
стал увереннее, еще выразительнее. Стихи пропитаны жизнью во всех ее
проявлениях, они звучат искренне, взволнованно, задушевно, в них
ощущается теплота и живость подлинной поэзии.
Вслед за первыми сборниками друг за другом стали выходить из печати
книги стихов Ц.-Д. Дондоковой «Наран- Хада» («Солнце- гора», 1967),
«hара шамайе далланаб» («Машу я луне», 1967), «ШулYYнYYд дYYлана»
(«Камни поют», 1968), «Гараа hарбайгыш хYн» («Протяни руку, человек»,
1970), «Yе сагай гуурhааар» («Пером времени», 1971), «Манай басаган»
(«Наша девушка», 1971), «ШYрэ бугааг» («Коралловый браслет», 1975) и
другие.
В творчестве Ц-Д. Дондоковой возрастает роль эпического начала, в
лучших ее произведениях лирическое «я» сливается с общественным,
коллективным. Об этом свидетельствуют ее поэмы «Девушка с Байкала»
(1962) и «ШулYYнYYд дYYлана» («Камни поют») (1968).
Лирика Ц–Д. Дондоковой оптимистична по своей природе, она призывает
читателей совершать благородные поступки во имя любви, она осуждает
узкомещанское отношение к любви и дружбе.
Цырен–Дулма Дондокова гордится, что имеет возможность открыто выражать
чувства и помыслы бурятских женщин, говорить от их имени. В одном
стихотворении ее лирическая героиня восклицает:
Ведь большая мне гордость дана
Тем, что женщиной я рождена!
В недалеком историческом прошлом не
всегда бурятка могла гордиться тем, что женщиной рождена. Ведь в прошлом
бурятка была угнетенной, задавленной и бесправной, считалась существом
низшего разряда.
О тяжелой доле бурятки в прошлом пишет Ц-Д. Дондокова. В этом отношении
нужно выделить поэму «ШулYYнYYд дYYлана» («Камни поют»). Большая поэма
из четырех глав построена на историческом и биографическом материалах.
Основой первой главы послужили исторические песни о семи каменных
курганах в хоринских степях, построенных по приказу деспотичного
хоринского тайши Дамба-Дугар Иринцеева двести лет тому назад. Курганы
были построены силами женщин, согнанных со всех концов ведомства.
Каменные памятники повествуют поэтессе о великих мучениях, страданиях и
гибели подневольных строителей-рабынь в угоду корыстных честолюбивым
стремлениям царского типа «ШулYYнYYд дYYлана, шулуунууд…» («Камни поют
легенды»).
Героиня второй главы Бума совершает героический поступок, спасая жизнь
революционера - ленинца, бежавшего из Читинской тюрьмы. В дальнейших
главах развертывается захватывающая картина борьбы и труда женщин в
годы Советской власти, начиная со времен гражданской войны до наших
дней. В большой поэме, охватывающей двухсотлетнюю историю народа,
прослеживается автором процесс формирования характера бурятских женщин.
При чем, главы о прошлом, всем своим строем, всем пафосом утверждают
нашу действительность, дают возможность увидеть тот контраст, который
существует между положением дореволюционных женщин и жизнью женщин
советского периода.
Сборники стихов «Девушка с Байкала» («Байгалай басаган»), «Солнце-гора»
(«Наран-Хада») в переводе на русский язык увидели свет в московских
издательствах. В них все ярче и полней проявлялось лирическое дарование
поэтессы.
Ц–Д. Дондокову с полным правом можно назвать певцом свободной счастливой
бурятки советского времени. В своих стихах она обращается к землячкам
самых разных возрастов. Среди ее героинь самых различных профессий – и
чабанки, и врачи, и учителя, и доярки, и летчицы…
Желание правдиво рассказать о судьбе бурятской женщины привело
Цырен-Дулму Дондокову к замыслу поэмы «Наша девушка» («Манай басаган»).
За героиней поэмы стоят многие бурятские женщины. Обо всех она может
взволнованно рассказать, со всеми может задушевно поговорить. У нее нет
ничего надуманного, подстроенного, все получается как-то очень тонко,
тактично и в то же время в высшей степени доверительно.
Поэма «Наша девушка» стала в бурятской литературе заметным произведением
о современности. Однако. Эта была и одна из немногих удачных попыток
широкого творческого использования документального материала в бурятской
поэме.
Ее интересуют все значительные события, происходящие на нашей планете.
Во всех лирических произведениях говорится о взаимной любви героя и
героини, об их светлых чувствах и помыслах. Созданы и яркие мужские
образы. Достаточно сослаться на удачные образы Эрдэни и Эрхито из поэмы
«Девушка с Байкала» («Байгалай басаган»).
Для лирического героя Ц–Д. Дондоковой типично ощущение кровной близости с
миром живой природы, глубоко заинтересованное, «хозяйское» отношение к
ней. В образном восприятии поэтессы многие предметы живой природы
одушевляются, очеловечиваются. Приведем характерное для ее поэзии
маленькое стихотворение о степной ромашке:
Пою я песню о ромашке белой.
Что лепестки раскрыла, ждет дождя.
Как девушка, которая несмело
Ждет слов любви, своих не находя.
Чтоб те слова, как капли дождевые,
Ей душу оросили, чтоб звенели
Их звуки в сердце, чтоб она впервые
Смутилась так, что щеки покраснели.
Чтоб вспыхнуть сразу радостью огромной.
Чтоб шире распахнулась широта.
Пою я песню о ромашке скромной,
Мне по душе степная красота.
(Пер. С. Кузнецовой)
В творчестве Ц–Д. Дондоковой занимает
особое место пейзажная лирика. При использовании приема олицетворения
возникает поэтический образ в необычной форме.
В другом своем стихотворении она нежно обращается к ласточке и делится с
нею своими сокровенными мыслями и переживаниями. Она носит характер
философских раздумий.
Примечательной особенностью поэтического дарования Ц.- Д. Дондоковой
является то, что она умеет создавать прелестные детские стихи,
составившие такие замечательные сборники, как «Майские цветы» («Майн
сэсэгууд») (1961), «К солнцу» («Наран тээшэ») (1968), «Шарлуухай»
(1974), «Я - солнце – Шарлуухай» (1980).
Вместе с детским поэтом Цырен- Базаром Бадмаевым Цырен-Дулма Дондокова
составила сборник стихов «Барбаадай», предназначенный детям садовского
возраста. В 1993 году Ц.-Д. Дондокова издала еще один детский сборник
«Не плачь моя, куколка».
В стихах Дондоковой, вошедших в детские книги, глубоко правдиво раскрыта
наивная и в то же время неожиданно мудрая детская душа, представляющая
собой само естество. Ц.- Д. Дондокова как поэтесса тонко понимала
великую тайну детства. Она всегда находит оригинальное, меткое слово,
которое выражает тонкое чувство, добрый и веселый юмор, доверчивость и
искренность, мягкую доброту. Поэтому ее стихи оказывают живое
воздействие на сознание и воображение детей.
Цырен- Дулма Дондокова работала в разных жанрах: наряду со стихами и
поэмами писала очерки, пьесы… Некоторые ее пьесы были приняты к
постановке в Бурятском театре драмы («Вкус соли», «Большой колокол»,
«Белый верблюжонок- сиротка». Пьеса «То ли день, то ли ночь» написала в
соавторстве с режиссером В.С. Сахировым. Ее пьеса «Yншэн саган ботогон» в
течении многих лет радует маленьких зрителей кукольного театра
«Yльгэр».
В последнее время интенсивно работала над романом, и роман «Хориин
хатад» увидел свет в 2003 г. Это крупное произведение повествует о
знаменитых женщинах хори- бурят, внесших весомый вклад в развитие
культуры и просвещения в хоринских степях в XIX- начале XX вв.
Художественный мир Ц.- Д. Дондоковой настолько широк, что он вмещает в
себя не только лирическое восприятие вселенной, но и ее прозаическое
выражение.
Её проза – это лирико-романтическая проза. Об этом свидетельствует ее
роман, поэтически названный «Жаргалай мYдэлooн» («Сотворение счастья»). В
нем выражен весь сложный внутренний мир молодежи 30-х годов, острое
противостояние двух непримиримых миров. В нем гораздо больше поэзии, чем
прозы, в нем замечательное повествование о колесах времени, о законах
бытия. Роман «Сотворение счастья» - это прежде всего поэзия
нравственности, морали и этики, чистоты души, это целая наука о
богатстве и бедности, о доге отца и матери, о роли женщины в семье и
обществе, о колесах времени, о законах бытия.
Говоря о поэтическом мастерстве, Цырен-Дулма Дондокова писала: «Чтобы
подарить человеку задушевную песню нужно много- много работать. Иное
стихотворение, как капризный ребенок, заупрямится и не подчиняется тебе.
И ты сидишь с ним допоздна. Но зато песня удалась, никто из нее слово
не сумеет выкинуть. Из глубины души добыто оно! Я считаю, что, кроме
мастерства, поэту надо иметь горячее сердце, бескорыстное желание
отдать его людям». Таким горячим сердцем написаны все ее сочинения.
Творчество Цырен-Дулмы Дондоковой - Народного поэта Бурятии, лауреата
государственной премии Бурятии, заслуженного деятеля культуры России,
кавалера ордена «Знак Почета», и сегодня востребовано.
|