Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Архив записей
Наш опрос
Какой рукой буряты подают угощение гостям, принимают и вручают подарки?
Всего ответов: 44
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Цырен–Дулма Дондоковна Дондокова

О жизни и творчестве

                         Поэтесса  родилась в 1911 году в улусе Байсын Эбер Хоринского аймака Бурятской республики. В 1928 году, окончив школу колхозной молодежи, поступила учиться педагогический техникум в Улан – Удэ. После окончания техникума работает учительницей в улусе Ирген. В 1934-1936 гг. Ц-Д.Дондокова преподает бурятский язык и литературу в Кяхтинской совпартшколе, а затем в 1936-1939 гг.- на рабфаке при Улан- Удэнском пединституте. В 1939-1948 гг.- редактор учебной литературы в Бурятском книжном издательстве. Одновременно в эти годы она преподает родной язык в Музыкальном училище им. Чайковского. В 1948-1953 гг. Ц-Д.Дондокова, уже в Москве, работает литературным редактором в издательстве словарей иностранных и национальных языков. Принимала участие в составлении и в переводе учебников с русского языка на бурятский. Ц-Д.Дондокова много перевела классиков на бурятский язык, таких как Пушкина, Лермонтова, Чехова, Крылова и др. писателей. Сегодня, говоря о лирической поэзии народов России, о нашей бурятской поэзии, нельзя обойти имя Цырен-Дулмы Дондоковой. Поэзия Ц.-Д.Дондоковой, охватывающая всю вселенную с ее общечеловеческим бытием, давно уже вошла в историю мировой лирической поэзии. Поэтесса считает, что рождение ее как поэта относится к суровым годам Великой Отечественной… Ранней весной 1942 г. было напечатано стихотворение Ц.- Д. Дондоковой «Жду я» («ХYлсэнэм»). Оно и было её первым печатным словом. В этом стихотворении поэтесса хотела выразить то, чем жили её подруги женщины на заготовке леса. Цырен – Дулма Дондокова вошла в историю бурятской литературы как поэт лирического плана. Стихи, вошедшие в её первый сборник «Хоер дYран» («Две любви»), были лирическими. Это небольшой по объему, но глубоко лирический сборник, состоящий из сердечных признаний поэтессы. В стихах Цырен-Дулмы Дондоковой, вошедших в сборник «Хоёр дYран» («Две любви»), было выражено искренне чувство, вызванное самой жесточайшей из всех жестоких войн войной. В своих стихах Ц.- Д. Дондокова в те далекие сороковые годы выражала свою любовь к тем, кто уходил на войну защищать родину, свой народ и все то, что было связано с нашим существованием в этом мире. Она писала о своем, по-своему, может быть, еще неумело и робко. А интерес к автору был повышенным потому, что впервые в бурятской поэзии книгу стихов опубликовала женщина. В первой книге поэта «Две любви» уже намечается интонация автора, слышится его непохожий голос. Когда читаешь строки этого сборника, видишь перед глазами простодушную девчушку, которая способна любить со всей страстью и верностью. Сборник был раскритикован как «воспевающий узкомещанский мирок ». Но несмотря на это, новый голос был подхвачен такими поэтами как, Н. Дамдиновым, Ч. Цыдендамбаевым, Д. Жалсараевым, Д. Улзытуевым и др. В ее стихах, вошедших в сборник «Хоёр дYран», все определено и овеяно молодостью, отличающейся избытком чувства, и войной, которая была тогда живой сердечной раной и боль всех людей земли. В ее лирике было то новое, радующее неожиданностью и правдивостью отражения мира, которое отличает приход в литературу талантливого, своеобразного поэта. С тем большим интересом встречалось каждое новое удачное стихотворение поэтессы, что оно действительно открывало большой мир сокровенных переживаний, чувств и стремлений человека. Второй сборник стихов Цырен-Дулмы Дондокой «Зурханай сохисо» («Биение сердца») был опубликован в 1959 году. Он также, как и первый сборник ее стихов, тепло был встречен читательской общественностью. Известно, что на обсуждении рукописи этого сборника старейшина нашей литературы Х. Намсараев сказал так: «Дулма Дондокова пишет о любви как-то по-другому, по-особому, нежно, тепло. Мы, мужчины, никогда, однако, не сможем так писать». В сборнике «Зурханай сохисо» («Биение сердца») голос лирической героини стал увереннее, еще выразительнее. Стихи пропитаны жизнью во всех ее проявлениях, они звучат искренне, взволнованно, задушевно, в них ощущается теплота и живость подлинной поэзии. Вслед за первыми сборниками друг за другом стали выходить из печати книги стихов Ц.-Д. Дондоковой «Наран- Хада» («Солнце- гора», 1967), «hара шамайе далланаб» («Машу я луне», 1967), «ШулYYнYYд дYYлана» («Камни поют», 1968), «Гараа hарбайгыш хYн» («Протяни руку, человек», 1970), «Yе сагай гуурhааар» («Пером времени», 1971), «Манай басаган» («Наша девушка», 1971), «ШYрэ бугааг» («Коралловый браслет», 1975) и другие. В творчестве Ц-Д. Дондоковой возрастает роль эпического начала, в лучших ее произведениях лирическое «я» сливается с общественным, коллективным. Об этом свидетельствуют ее поэмы «Девушка с Байкала» (1962) и «ШулYYнYYд дYYлана» («Камни поют») (1968). Лирика Ц–Д. Дондоковой оптимистична по своей природе, она призывает читателей совершать благородные поступки во имя любви, она осуждает узкомещанское отношение к любви и дружбе. Цырен–Дулма Дондокова гордится, что имеет возможность открыто выражать чувства и помыслы бурятских женщин, говорить от их имени. В одном стихотворении ее лирическая героиня восклицает:


Ведь большая мне гордость дана
Тем, что женщиной я рождена!

В недалеком историческом прошлом не всегда бурятка могла гордиться тем, что женщиной рождена. Ведь в прошлом бурятка была угнетенной, задавленной и бесправной, считалась существом низшего разряда. О тяжелой доле бурятки в прошлом пишет Ц-Д. Дондокова. В этом отношении нужно выделить поэму «ШулYYнYYд дYYлана» («Камни поют»). Большая поэма из четырех глав построена на историческом и биографическом материалах. Основой первой главы послужили исторические песни о семи каменных курганах в хоринских степях, построенных по приказу деспотичного хоринского тайши Дамба-Дугар Иринцеева двести лет тому назад. Курганы были построены силами женщин, согнанных со всех концов ведомства. Каменные памятники повествуют поэтессе о великих мучениях, страданиях и гибели подневольных строителей-рабынь в угоду корыстных честолюбивым стремлениям царского типа «ШулYYнYYд дYYлана, шулуунууд…» («Камни поют легенды»). Героиня второй главы Бума совершает героический поступок, спасая жизнь революционера - ленинца, бежавшего из Читинской тюрьмы. В дальнейших главах развертывается захватывающая картина борьбы и труда женщин в годы Советской власти, начиная со времен гражданской войны до наших дней. В большой поэме, охватывающей двухсотлетнюю историю народа, прослеживается автором процесс формирования характера бурятских женщин. При чем, главы о прошлом, всем своим строем, всем пафосом утверждают нашу действительность, дают возможность увидеть тот контраст, который существует между положением дореволюционных женщин и жизнью женщин советского периода. Сборники стихов «Девушка с Байкала» («Байгалай басаган»), «Солнце-гора» («Наран-Хада») в переводе на русский язык увидели свет в московских издательствах. В них все ярче и полней проявлялось лирическое дарование поэтессы. Ц–Д. Дондокову с полным правом можно назвать певцом свободной счастливой бурятки советского времени. В своих стихах она обращается к землячкам самых разных возрастов. Среди ее героинь самых различных профессий – и чабанки, и врачи, и учителя, и доярки, и летчицы… Желание правдиво рассказать о судьбе бурятской женщины привело Цырен-Дулму Дондокову к замыслу поэмы «Наша девушка» («Манай басаган»). За героиней поэмы стоят многие бурятские женщины. Обо всех она может взволнованно рассказать, со всеми может задушевно поговорить. У нее нет ничего надуманного, подстроенного, все получается как-то очень тонко, тактично и в то же время в высшей степени доверительно. Поэма «Наша девушка» стала в бурятской литературе заметным произведением о современности. Однако. Эта была и одна из немногих удачных попыток широкого творческого использования документального материала в бурятской поэме. Ее интересуют все значительные события, происходящие на нашей планете. Во всех лирических произведениях говорится о взаимной любви героя и героини, об их светлых чувствах и помыслах. Созданы и яркие мужские образы. Достаточно сослаться на удачные образы Эрдэни и Эрхито из поэмы «Девушка с Байкала» («Байгалай басаган»). Для лирического героя Ц–Д. Дондоковой типично ощущение кровной близости с миром живой природы, глубоко заинтересованное, «хозяйское» отношение к ней. В образном восприятии поэтессы многие предметы живой природы одушевляются, очеловечиваются. Приведем характерное для ее поэзии маленькое стихотворение о степной ромашке:

Пою я песню о ромашке белой.
Что лепестки раскрыла, ждет дождя.
Как девушка, которая несмело
Ждет слов любви, своих не находя.
Чтоб те слова, как капли дождевые,
Ей душу оросили, чтоб звенели
Их звуки в сердце, чтоб она впервые
Смутилась так, что щеки покраснели.
Чтоб вспыхнуть сразу радостью огромной.
Чтоб шире распахнулась широта.
Пою я песню о ромашке скромной,
Мне по душе степная красота.
(Пер. С. Кузнецовой)

В творчестве Ц–Д. Дондоковой занимает особое место пейзажная лирика. При использовании приема олицетворения возникает поэтический образ в необычной форме. В другом своем стихотворении она нежно обращается к ласточке и делится с нею своими сокровенными мыслями и переживаниями. Она носит характер философских раздумий. Примечательной особенностью поэтического дарования Ц.- Д. Дондоковой является то, что она умеет создавать прелестные детские стихи, составившие такие замечательные сборники, как «Майские цветы» («Майн сэсэгууд») (1961), «К солнцу» («Наран тээшэ») (1968), «Шарлуухай» (1974), «Я - солнце – Шарлуухай» (1980). Вместе с детским поэтом Цырен- Базаром Бадмаевым Цырен-Дулма Дондокова составила сборник стихов «Барбаадай», предназначенный детям садовского возраста. В 1993 году Ц.-Д. Дондокова издала еще один детский сборник «Не плачь моя, куколка». В стихах Дондоковой, вошедших в детские книги, глубоко правдиво раскрыта наивная и в то же время неожиданно мудрая детская душа, представляющая собой само естество. Ц.- Д. Дондокова как поэтесса тонко понимала великую тайну детства. Она всегда находит оригинальное, меткое слово, которое выражает тонкое чувство, добрый и веселый юмор, доверчивость и искренность, мягкую доброту. Поэтому ее стихи оказывают живое воздействие на сознание и воображение детей. Цырен- Дулма Дондокова работала в разных жанрах: наряду со стихами и поэмами писала очерки, пьесы… Некоторые ее пьесы были приняты к постановке в Бурятском театре драмы («Вкус соли», «Большой колокол», «Белый верблюжонок- сиротка». Пьеса «То ли день, то ли ночь» написала в соавторстве с режиссером В.С. Сахировым. Ее пьеса «Yншэн саган ботогон» в течении многих лет радует маленьких зрителей кукольного театра «Yльгэр». В последнее время интенсивно работала над романом, и роман «Хориин хатад» увидел свет в 2003 г. Это крупное произведение повествует о знаменитых женщинах хори- бурят, внесших весомый вклад в развитие культуры и просвещения в хоринских степях в XIX- начале XX вв. Художественный мир Ц.- Д. Дондоковой настолько широк, что он вмещает в себя не только лирическое восприятие вселенной, но и ее прозаическое выражение. Её проза – это лирико-романтическая проза. Об этом свидетельствует ее роман, поэтически названный «Жаргалай мYдэлooн» («Сотворение счастья»). В нем выражен весь сложный внутренний мир молодежи 30-х годов, острое противостояние двух непримиримых миров. В нем гораздо больше поэзии, чем прозы, в нем замечательное повествование о колесах времени, о законах бытия. Роман «Сотворение счастья» - это прежде всего поэзия нравственности, морали и этики, чистоты души, это целая наука о богатстве и бедности, о доге отца и матери, о роли женщины в семье и обществе, о колесах времени, о законах бытия. Говоря о поэтическом мастерстве, Цырен-Дулма Дондокова писала: «Чтобы подарить человеку задушевную песню нужно много- много работать. Иное стихотворение, как капризный ребенок, заупрямится и не подчиняется тебе. И ты сидишь с ним допоздна. Но зато песня удалась, никто из нее слово не сумеет выкинуть. Из глубины души добыто оно! Я считаю, что, кроме мастерства, поэту надо иметь горячее сердце, бескорыстное желание отдать его людям». Таким горячим сердцем написаны все ее сочинения. Творчество Цырен-Дулмы Дондоковой - Народного поэта Бурятии, лауреата государственной премии Бурятии, заслуженного деятеля культуры России, кавалера ордена «Знак Почета», и сегодня востребовано.