Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Архив записей
Наш опрос
Какой предмет мужского национального костюма бурят является знаком его чести и достоинства?
Всего ответов: 63
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Жалсараев Дамба Зодбич


 

Во многих библиографических справках местом рождения поэта называется село Додогол Хоринского района Бурятии. На самом деле Дамба Зодбич Жалсараев родился в селе Тэгда Хоринского же района в семье Мижита Гатапова.

 

Вот как об этом пишет сам поэт: «Родился я в 1925 году, в год быка по лунному календарю, небольшом селе Тэгда, что в долине реки Курба. Но в годовалом возрасте был почетно перевезен в соседнюю долину, к реке Уда, в улус Додогол. Дело в том, что меня усыновили Пунсок Аюшеева, старшая сестра моего родного отца и ее муж Жалсарай Зодбоев. У них не было детей. Вернее, дети у них рождались, но все умирали. В старой Бурятии слишком много болезней подстерегало маленькие жизни, да и не только маленькие. Тяжелая судьба научила бурят дружной жизни, взаимовыручке во всем. Счастливцы, имеющие своих детей, одного отдавали бездетной родне или хорошим соседям по их просьбе. Усыновленные или удочеренные дети и к тем и другим родителям относились одинаково с уважением и любовью».

 

Вот так и получилось, что детство и отрочество будущего поэта прошло в улусе Додогол, спокойную красоту которого и его окрестностей поэт воспел во многих своих произведениях. «Самые сильные, яркие воспоминания - тут. Может быть, поэтому и сельская тема стала основной в моем творчестве…»,- говорил Дамба Зодбич.

 

Приемный отец Дамбы, Жалсарай, был лучшим табунщиком колхоза. Он привил сыну на всю жизнь любовь к лошади, - на коня Дамба сел, можно сказать в то же самое время, как научился ходить. В первый класс Дамба пошел в Барун-Хасуртайскую школу, находящуюся в 30 км от Додогола. Надо сказать, что еще до школы Дамба научился читать. В то время, в начале тридцатых годов, в бурятских улусах активно началась кампания по ликвидации неграмотности. Дамба Зодбич вспоминал: «Ликбезом это называлось. К моей матери приходили молодые активисты, чтобы обучать ее азам грамоты. Я еще в школу не ходил, но, находясь рядом с мамой, гораздо быстрее ее научился читать. И вот тогда передо мной открылась изумительная картина жизни, созданная литературой. Я прочитывал все, что тогда попадалось в мои руки, разумеется, на бурятском языке. Читал и перечитывал. Читал не только сам, но и другим, взрослым, которые сами не могли еще так ходко читать, как я. Как-то незаметно моя «слава» чтеца вышла за пределы семьи, к нам стали приходить соседи, а потом и те, кто жил подальше, с просьбой читать «все, что интересно». Никогда не забуду как долгими зимними вечерами читал своим одноулусникам такие книги как «Yбгэн Жэбжээнэй Мэргэн», «Харалтур хан», «Сэрэмпил» Хоца Намсараева, «Брынзын санха» Ц.Дона и многое другое, что издавалось в те годы. Чтения эти длились зачастую допоздна – улусники, завороженные судьбой героев книги, не хотели расходиться. Об этом я всегда вспоминаю с теплотой».